Вежливость ничего не стоит, но…

Чтобы не было мучительно стыдно за своих деток, надо с раннего детства обучать их хорошим манерам.  Конечно, если в семье они присутствуют, то ребёнок  впитает их с молоком матери.  Но не лишне напоминать и, главное, объяснять ребёнку необходимость вежливого поведения.  Сейчас  модно обсуждать избалованных и не воспитанных  подростков.  Но у большинства из них есть родители и неадекватное  поведение на их  совести. В  погоне  за карьерным ростом, лучшей жизнью, а, возможно, и семейными неурядицами,  мамы с папами порой  забывают или не успевают,  научить детей  правилам приличия и уважения. Некоторые скажут, что это мелочи. Но  именно с  мелочей, и строится  личность ребёнка. Из семьи он  шагнёт в мир. И как аукнется, так и откликнется.  Поэтому, пока не поздно,  психологи советуют не лениться обучать детей:

Не перебивать ни взрослых, ни сверстников. Из простой вежливости эта привычка перерастает в полезнейший навык : умение слушать других. И не просто слушать, а слышать. Данное качество необходимо и лидеру, и будущему руководителю, и просто умному человеку.

Говорить «извините» или «простите», когда случайно кого-то задели или нужно пройти сквозь толпу.  Весьма важно сказать «извини». Мы были в Америке в девяностые годы. В этой стране и  в метро, и в  магазинах,  и на улице  говорят :  «sorry, sorry —  жаль, сожалею »,  если,  кто – то   даже слегка коснулся другого.  Вежливость способна открыть все двери и смягчить острые углы в конфликте.  А всё начинается с банального «извините».

Говорить «спасибо» и « пожалуйста». Это  не просто слова вежливости.  Не секрет, что  дети  раздражают постоянным «дай».  Психологи  советуют  приучать  ребёнка говорить «пожалуйста» после «дай» и «спасибо»,  после исполнения просьбы.  Такая  бытовая вежливость закрепляет в сознании взаимосвязь: чтобы получить что-то, нужно быть вежливым.

Обращаться  по имени.  Большинству людей приятно слышать своё имя. Это не только вежливо, но также помогает получить расположение при общении, что давно доказано психологами. А к старшим лучше обращаться по имени – отчеству.

Стучать в дверь, прежде чем войти.  Надо  уважать  личное пространство других людей. Родителей это тоже касается.  Объясните ребёнку, что каждый может быть занят своими делами,  или  отдыхает, или хочет  побыть в одиночестве. Это житейская ситуация. Всегда можно постучать и спросить разрешения войти.

Прикрывать рот рукой во время кашля или зевка. Странно, но именно  такую  банальную привычку родители часто забывают привить детям.  Надо объяснять детям, что кашель —  вопрос личной гигиены и не стоит распространять возможные микробы.

Не обсуждать и не комментировать внешность и физические недостатки других.  Высмеивать чужую внешность –  не делает чести человеку воспитанному.  И не просто потому, что «это невежливо». Человека определяет не столько его внешность,  а  поступки и дела. И чем раньше ребёнок поймёт  эту мысль, тем лучше. Тем более в обществе, где все и так немного «повёрнуты» на внешней красоте и зависят  часто от ложных стандартов.

Спрашивать разрешение, прежде чем взять чужое. Большие проблемы начинаются именно с  маленьких вещей. Вначале спроси, а  потом  бери и играй. Уважение к собственности других – важное качество, которого  многим так не хватает.

Убирать за собой.  Собрать кубики, помыть тарелку – именно с таких маленьких шагов начинается самостоятельность и умение позаботиться о себе.  Эти навыки приучат ребёнка отвечать за последствие своих поступков.

Не мусорить.  Никогда не рано объяснить ребёнку, что каждую брошенную бумажку кому-то придётся поднимать. Что мусор  просто так не исчезает «в никуда».  Сервантес  говорил: «Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».   

СЕРИЯ «СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *